Укрощение скрипки и голова в львиной пасти: самый северный цирк в СССР
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Укрощение скрипки и голова в львиной пасти: самый северный цирк в СССР

10 ноября 2022

Рубрики:

ИсторияЖивотныеГород
10 ноября 2022
Укрощение скрипки и голова в львиной пасти: самый северный цирк в СССР

В Мурманске в своё время был цирк. Он просуществовал всего два сезона и оставил в истории Кольского края много ярких эмоций. Портал «Город Онлайн» нашёл следы самого северного цирка в СССР и узнал, как он строился, какие представления давал и чем окончилось его непродолжительное существование.

Крокодил и русалка

 
Кольский полуостров и территория современного Мурманска ещё в XVI веке стали центром международной торговли. За рыбой и пушниной сюда приходили торговые корабли из Англии, Дании, Голландии и Скандинавии. Купцам и торговцам приходилось по несколько недель ждать удачной сделки или благоприятной погоды для отправки по морю товара домой. Привередливые европейцы стремились проводить время интересно и увлекательно.

1.jpg

Сохранились информация, что иностранцы привозили невиданных для Кольского края зверей. Существовало даже негласное соревнование: кто больше удивит публику диковинной живностью. В итоге каждый уважающий себя торговец привозил своё чудо природы, чтобы перещеголять конкурентов. Например, норвежский торговец рыбой доставил однажды к берегам Баренцева моря крокодила и двадцатиметрового удава. На что один из владельцев торгового подворья на Коле обещал показать народу живую русалку и двух петухов с тремя головами. Так купеческие забавы на Кольском полуострове, как примитивная форма площадного искусства, постепенно становились элементом культуры торговых площадей в северных портах и в итоге легли в основу потребности северян к зрелищности.

Несмотря на большую популярность шутовских представлений и площадной смехоты, у жителей Севера долгое время не было своего стационарного цирка. Стоит отметить, что их вообще до середины XIX века нигде в России не было. В Санкт-Петербурге первый цирк был открыт только в 1849 году, в Москве стационарное цирковое помещение на Цветном бульваре приняло первых зрителей в 1880 году.

Ленин — цирку!

 
В 1919 году Владимир Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров «Об объединении театрального дела» и тем самым дал старт масштабному проекту по созданию собственного цирка в каждом крупном городе на всём советском пространстве. «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк», — объяснил лидер советской России своё решение.

2 Ленин — цирку!.jpg

Мурманчане продолжают ждать свой цирк, на что у них уходит почти 30 лет. Ровно столько потребовалось Мурманской области для получения статуса самостоятельного субъекта со столицей в Мурманске и принятия решения о строительстве стационарного цирка, которое случилось 17 ноября 1938 года. Буквально за месяц был разработан проект сооружения, уже в марте 1939-го утверждена смета, горсовет выделил земельный участок в южном конце проспекта Сталина (нынешнего проспекта Ленина), по соседству с Варничным ручьём, и работа началась.

Фруктовые воды и мороженое

 
Одно из главных изданий Мурманска того времени, газета «Полярная правда», писала, что, несмотря на сложные погодные условия и тяжёлое метеорологическое лето 1939 года, работы по возведению здания цирка велись очень быстро.

Из статьи газеты «Полярная правда»:

«Вот как будет выглядеть новый цирк: широкие, идущие полукругом ступени ведут к трём выходным дверям. Фасад украшает колоннада. По бокам здания колонны образуют галерею, где будут расположены павильоны для продажи кондитерских изделий, фруктовых вод, мороженого. Между ступенями, ведущими к павильонам, будут озеленённые газоны. Озеленена будет и площадка перед входом. Внутри вокруг манежа расположены восходящие амфитеатром ряды. Здесь разместятся 1500 зрителей. Над артистическим входом помещается сценическая площадка, где будут разыгрываться цирковые пантомимы».

Сроки срываются

 
Первый директор и идейный вдохновитель строительства мурманского цирка М. Е. Цукер всеми силами старался торопить рабочую бригаду, для того чтобы скорее возвести заветное здание и успеть дать первое представление уже в первых числах июня 1939 года. Но построить подобный объект за короткое заполярное лето, а особенно с технологиями середины прошлого века, — задача не из самых простых. Тем не менее работа шла, хоть и не по плану.

Из статьи газеты «Полярная правда»:

«Облстройтрест не приложил достаточных усилий для своевременного окончания строительства. Сейчас при наличии всех необходимых материалов нужно форсировать окончание строительных работ. Следует организовать работу в две смены — круглосуточный полярный день как нельзя лучше способствует этому. Следует отметить, что городской совет ни планировкой площадки, ни общим благоустройством местности, где воздвигается цирк, до сих пор не занимается. Надо не позабыть и такую существенную „мелочь“, как окраска и сушка скамеек. Печальный опыт подсказывает, что нужно учесть все элементы культурного обслуживания зрителя».

В первые дни работы мурманский цирк принял на своей площадке артистов мирового масштаба с номерами высочайшего уровня.

3 Сроки срываются.jpg

Фото: Эскиз 1939 года | murmansk.kp.ru

Премьера со скрипкой

 
Несмотря на неоднократные срывы сроков сдачи объекта, здание всё равно достроили в рекордно короткий срок. В итоге 6 июля 1939 года Мурманский государственный цирк распахнул двери для своих зрителей. На премьерное представление пригласили всемирно известного на тот момент укротителя зверей из Ленинграда Макса Борисова. Прыжки через горящие круги, танцы львов и, конечно же, смертельный номер «Голова в пасти льва» шокировали местную публику. Заметным стало и выступление иллюзиониста Петра Златогорова с его программой лилипутов и коронным номером «Женщина в воздухе».

4 Премьера со скрипкой.jpg

Фото: Укротитель Макс Борисов, 1940 г. | mamm-mdf.ru

5 Премьера со скрипкой.jpg

Фото: Петр Златогоров демонстрирует эффект левитации | Л. Хлюппе

Из других артистов, выступавших летом 1939-го в мурманском цирке, можно отметить музыкального эксцентрика Анатолия Ирманова. Он выходил на сцену в образе чудаковатого маэстро и пытался «укротить» скрипку. Инструмент имел два грифа, и артист стремился удалить «лишний». Прежде чем зрители слышали прекрасно сыгранную мелодию, Ирманов показывал целый ряд комических моментов: играл скрипкой на смычке или музицировал на лопнувшей струне.

55.jpg

Фото: Укротитель Макс Борисов. Львы. Прыжок через кольцо, 1940 г. | Родченко Александр Михайлович

В постановлении исполкома Мурманского горсовета значилось, что с 30 мая по 8 сентября 1939 года было проведено 83 вечерних представления, 17 дневных, два шефских и одно целевое. Обслужены 113 720 зрителей, которые увидели 38 номеров.

Крыша дала течь

 
Несмотря на фурор, с которым прошёл премьерный сезон, цирк требовал доработок, как репертуара, так и самого здания. Сооружение было спланировано так, что могло использоваться только в летний сезон, — помещение не отапливалось. Возведённая на скорую руку крыша быстро дала течь, зрители жаловались, что на них капает дождь, а с представлений в конце сезона многие уходили припорошённые снегом. Весной 1940 года удалось провести косметический ремонт здания, но он не дал ожидаемого эффекта — цирк существовал в режиме перманентного ремонта.

Дальше была война

 
Планировалось, что 1941 год станет переломным в жизни мурманского цирка. Были запланированы новые номера, отремонтирована крыша и сделан ремонт других помещений. Но начало Великой Отечественной войны внесло свои коррективы — многие известные артисты цирка просто не смогли приехать в Мурманск. Вместо звёзд клоунады и акробатики выступали более слабые артисты, что сильно раздосадовало публику. Уже через несколько дней после начала сезона здание мурманского цирка было стёрто с лица земли под ударами вражеских бомбежек.

6 Дальше была война.jpg

Фото: Михаил Ван-Ю-Ли - в центре - не смог выступить в заполярной столице. Мурманский цирк закрылся из-за войны | magicped

Город важнее цирка

 
После войны в Мурманске были другие задачи, связанные в первую очередь с восстановлением инфраструктуры города и обустройством жизни северян, в которых не было места цирку.

В 70-х годах прошлого века городские власти пытались вернуться к вопросу строительства нового цирка: его хотели возвести на месте современного здания областного управления ФСБ. Владимир Сомов, советский архитектор и художник, автор проектов театров в Новгороде и Благовещенске, даже создал эскиз нового пространства. Его зарисовки, выполненные на бумаге тушью и масляной пастелью, сегодня можно увидеть в Музее современного искусства в Москве. Но дальше этого история так и не сдвинулась.

Рекомендации

Мурманскому «рогатому» — 60! История самого северного троллейбуса